О соотношении гуманитарной и естественнонаучной составляющих в профессиональной подготовке выпускника вуза
В.А. Кузнецова, В.С. Кузнецов, В.С. Сенашенко
О соотношении гуманитарной и естественнонаучной составляющих в профессиональной подготовке выпускника вуза[1]
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

В последние годы основная задача в подготовке специалиста стала видеться разными представителями вузовской педагогической общественности по-разному. Для одних, включая представителей руководящих органов системой образования, от выпускника требуется только обладание рядом компетенций, причем сформулированных зачастую так, что в них нельзя увидеть необходимую глубину и широту охвата изучаемого материала, степень фундаментальности его освоения. Первичным становятся не столько личностные качества, знания, умения, навыки (последние даже не упоминаются в определении компетенций), сколько способность их применять для успешной деятельности в определенной области [1]. По существу, задачи высшей школы в этом случае сводятся к задачам подготовки исполнителей, пользователей чьими-то результатами, способных применять методы без знания того, почему их надо применять. В соответствии с другой точкой зрения, выпускник вуза – это не только специалист, владеющий определенным набором фундаментальных знаний, но и умеющий учиться, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, прогнозировать и взвешенно оценивать последствия принимаемых в своей деятельности решений. Практика зачастую требует отказа от предметной, дисциплинарной подготовки, формирования таких качеств выпускника, когда он даже в нестандартных ситуациях может эффективно применить свои знания, умения и навыки. Возникает размывание границ различных специальностей и появляется необходимость своего рода междисциплинарного образования. При этом гуманитарию в его профессиональной деятельности может потребоваться, например, свободное владение логикой доказательств и рассуждений, умение обобщать обширный статистический материал, а выпускнику технического профиля – правильно интерпретировать политическую ситуацию. Интегральные процессы способствуют разрешению проблемы противопоставления естественнонаучного и гуманитарного образования. Однако высокий уровень развития наук неизбежно приводит к их оторванности, размежеванию и формированию индивидуумов с разными менталитетами – гуманитарным и естественнонаучным [2]. При этом в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции: с одной стороны, углубление разрыва между гуманитарным и естественнонаучным образованием, усиливающееся за счет введения уже в средней школе специализированных профильных классов (средняя школа перестает быть общеобразовательной). С другой стороны – вузы пытаются реализовать процесс обеспечения единства гуманитарной и естественнонаучной составляющих, когда у гуманитариев вводятся курсы математики и информатики, концепций современного естествознания (КСЕ), а например, у физиков – культурология, изучение родного языка, правоведение и т.д. Надо заметить, что у студентов-гуманитариев и естественников наблюдаются разные подходы к единству гуманитарной и естественнонаучной составляющих в их образовании. Студенты естественнонаучных направлений в основной своей массе считают целесообразным наличие в их подготовке гуманитарных дисциплин: истории, права, экономики, философии и т.д. Гуманитарии же часто не видят необходимости в изучении математики, КСЕ. Более того, у многих из них присутствует психологический настрой на невозможность освоения даже элементарных основ математики. Для них характерно: превалирование ассоциативного, образного мышления, эмоционального восприятия информации; отторжение формализованных, доказательных способов рассуждений; доминирование реального восприятия окружающего мира над абстрактным, идеализированным. Все эти особенности нельзя не учитывать, как при разработке содержания, так и при выборе методики преподавания естественнонаучного, особенно – математического, компонента у гуманитариев. Между тем, одновременное присутствие элементов гуманитарного и естественнонаучного подходов к восприятию мира в сознании каждого выпускника, хотя бы на уровне освоения учебных дисциплин, несомненно, духовно обогатит его. Поэтому вопрос о соотношении гуманитарного и естественнонаучного компонентов в профессиональной подготовке будущего специалиста сводится в основном к проблеме реализации естественнонаучной, в частности математической, составляющей у гуманитариев. В настоящее время часто говорят, что компетентностный подход предполагает перенос основного внимания с качества содержания обучения и качества учебного процесса на качество результатов обучения и освоения образовательных программ, выраженное в компетенциях. Однако для того, чтобы выпускник овладел определенными компетенциями, необходимо, чтобы содержание и методика обучения были адекватны его возможностям, т.е. содержание должно быть наглядным, образным и доступным, а в методике – применяться диалоговый режим и активные формы обучения. Не останавливаясь на важности обучения математике гуманитариев, отметим лишь, что, пожалуй, ведущей образовательной ролью математики является то, что она служит в качестве инструмента для развития мышления, формирования умения правильного выражения своей мысли и правильного восприятия текста и других видов представления информации, выстраивания алгоритмов решения задач. Формируя дисциплину мышления, математика, по мнению В.А. Успенского, развивает три важнейших умения: умение отличать истину от лжи, смысл от бессмыслицы, понятное от непонятного [3]. Но помимо образовательной роли естественнонаучный компонент важен для гуманитариев и в профессиональном аспекте. Целью высшей школы является обеспечение образования и подготовка к профессии, а естественнонаучный компонент оказывает, как прямое, так и опосредованное влияние на формирование профессиональных качеств любого выпускника, в том числе и гуманитария. Так, для будущего юриста закон контрапозиции, связи между кванторами в разделе элементов математической логики можно отнести к вопросам прямого влияния, а изучение бесконечных множеств в математике или понятия космоса в КСЕ, развивающих воображение, оказывают опосредованное влияние. Дисциплины естественнонаучного цикла используют естественный повседневный язык с его многозначно интерпретируемыми понятиями, и символьный, позволяющий однозначно понимать, как утверждения математического языка, так и те положения и формулы, которые встречаются в других науках. Именно символьный язык во многом влияет на развитие умений логически аргументировать рассуждения и приходить к необходимым выводам. К тому же заметим, что только КСЕ формирует правильное естественнонаучное представление о картине мира и познаваемости его закономерностей. Значит, создавая конкретную учебную программу, надо предварительно выявить те умения, знания и навыки, которые как непосредственно, так и опосредованно обеспечивают формирование профессиональных компетенций. При этом актуальной задачей становится выявление критериев, позволяющих определить: обладает или не обладает данный выпускник соответствующими компетенциями. Здесь возникает естественный вопрос о наличии понимания изучаемого материала или подмены его имитацией. В последние годы способность к осмыслению утверждений, полученных результатов снизилась не только у студентов – гуманитариев. Она в полной мере коснулась и естественно-математических факультетов. У гуманитариев она просто заметна более выпукло. У них чаще понимание подменяется формальным заучиванием определений, формул без осознания их смысла, узнаванием знакомой информации. Типичной ситуацией в вузе становится отсутствие у студентов элементарной культуры мышления. Многие обучающиеся не в состоянии осознать сам факт непонимания материала, они не умеют отличить то, что они понимают, от того, что, как им кажется, знают, но в действительности не понимают. Они не умеют думать. В дальнейшем результаты деятельности таких выпускников могут иметь самые негативные социально-значимые последствия. Здесь заметим, что даже в среде вузовской общественности наблюдаются разные истолкования понятия «знание» и роли понимания в профессиональной подготовке специалиста. Так, в [4] знание неразрывно связывается с понятием действия и определяется глаголами: «описать», «перечислить», «вычислить» «проанализировать» ит.д., а отнюдь не глаголами: «знать», «понимать», «усвоить», «иметь представление» и т.д., что, возможно, применимо к медицине (сфера деятельности автора статьи [4]), но не к подготовке в университете, например, математика, физика или юриста. Общий вывод: при разработке учебных программ целесообразно исходить из следующих посылок: – на любом направлении обеспечивать наличие двух компонентов: гуманитарного и естественнонаучного; – при реализации естественнонаучного компонента, в частности математики, в качестве конкретной задачи ставить не максимизацию объема изучаемой информации, а качество освоения основополагающих фактов, влияющих на формирование профессиональных и общекультурных компетенций выпускников; – разработать и внедрить критерии, позволяющие выявить у студентов уровень понимания изученного материала. Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «математика», квалификация 1м – бакалавр. Москва, 27.05.2009. 2. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973. 3. Успенский В.А. Математика для гуманитариев: философия преподавания //Математика в высшем образовании. – 2005.– №3. –С. 91-104. 4. Шестак Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход. //Высшее образование в России. –№ 3. – 2010 – С.38-43. [1] Работа выполняется при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, грант № 08-06-00302.

Категория: Интеграция образования | Добавил: ivlevvi (03.11.2010)
Просмотров: 1723 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 assemsBioff  
0
да, наверно так и есть

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]