Система оценивания в условиях лицейского образования
Л.Н. Окшина, О.А. Мячина
Из опыта использования современных систем оценивания в условиях лицейского образования
МОУ «Лицей «Бизнес и информационные технологии»? г. Омск 

Лицей «Бизнес и информационные технологии», несмотря на свой молодой возраст, сегодня одно из ведущих образовательных учреждений города Омска, специализирующееся на предметах физико-математического и социально-экономического профилей. Лицей не испытывает проблем с набором учащихся, которых привлекает сюда современная организация образовательного процесса, высокое качество обучения, интересные преподаватели. Идея его создания в 1998 г. для целевой подготовки будущих абитуриентов, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и развитыми коммуникативными и лидерскими качествами, навыками самопрезентации, владеющими ИКТ (т.е. ключевыми компетенциями в современном понимании), принадлежит руководству Института менеджмента и экономики Омского государственного университета путей сообщения. Изначально ключевой задачей для педагогического коллектива Лицея стало формирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а, следовательно, встал вопрос о системе оценивания академического и личного прогресса ребенка. Действующая 5-балльная система оценки в силу своей ограниченности не подходила для решения этой задачи. Разработанный проект «Академический рейтинг» стал первой попыткой создать новую систему оценивания академических достижений учащихся. Основная идея проекта заключалась в разработке системы оценивания, которая строилась бы на следующих подходах: давала объективную динамику усвоения знаний каждым учащимся в процессе обучения; мотивировала познавательную активность школьников; развивала рефлексию учебных достижений; позволяла своевременно ликвидировать пробелы в знаниях; дифференцировала значимость оценки не только по видам работ (самостоятельная, контрольная, зачетная), но и по сложности выполняемого задания (базовый уровень, повышенный уровень, сложные задания); была универсальна для всех профильных предметов; мотивировала учителей на эффективную деятельность по повышению качества образования; являлась универсальным инструментом для осуществления административного мониторинга и контроля. В основу новой системы оценивания была положена идея рейтинга академических достижений учащихся на основе информационных технологий. Изначально планировалось ввести рейтинг академических достижений учащихся только на профильных предметах, но идея рейтинга быстро приобрела популярность и признание у большинства педагогов лицея. Приведем пример рейтинговой таблицы академической успеваемости учащихся 9а класса по алгебре за третью четверть (см. табл. 1). В процессе изучения темы (блока) по алгебре использовались следующие виды проверочных работ: математический диктант для проверки качества усвоения новых понятий; самостоятельная работа (либо в обычной форме, либо в тестовой форме) для проверки умений и навыков применения новых знаний на базовом и повышенном уровнях и при выполнении сложных заданий; домашняя самостоятельная работа в форме индивидуальных заданий различного уровня сложности для каждого учащегося, рассчитанная на продолжительное время выполнения; зачетная работа, направленная на проверку знания теории и умения применять ее на практике; итоговая контрольная работа. Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от количества часов, отведенных на ее изучение, и от ее значимости и места в курсе. При изучении конкретной темы может быть выполнено несколько проверочных работ, оцениваемых разным количеством баллов. Например, самое большое количество баллов ученик может получить за зачетную или контрольную работу. Математический диктант оценивается меньшим количеством баллов. Каждая проверочная работа состоит из заданий разного уровня сложности. При составлении проверочной работы важно соблюдать правильное соотношение заданий базового уровня (стандарт), заданий повышенного уровня (при решении которых от учащегося требуется применить свои знания в измененной ситуации) и сложных заданий (при решении которых учащимся требуется применить свои знания в новой для них ситуации). Ученик, выполняющий задания только базового уровня, получает за свою работу оценку «удовлетворительно». Таблица 1 Рейтинг Класс 9 а
Четверть (полугодие) III
Предмет алгебра
№Ф.И.ОТема 1 Дополнительные баллыОбщее количество балловРейтинг Итоговая оценка
Работа 1Работа 2Работа 3Работа4
Мах баллПеревод в «5»Мах баллПеревод в «5»Мах баллПеревод в «5»Мах баллПеревод в «5»123
5871030
1Ученик 14,857,75649,25…12 30,75,115
2Ученик 22,834,23 42… 111,832
……
20Ученик 203,945,742,535,23…1 19,33,213
Рейтинг класса4,14643,5384 21,63,64
Вид работыМатематический диктантСамостоятельная работаДомашняя самостоятельная работаКонтрольная работа Дополнительные задания в работеТворческие заданияОлимпиадные задания
Каждое задание в рамках одной работы чаще всего оценивается одним баллом. Учитель вправе задания повышенного уровня, творческие или олимпиадные задания оценивать большим количеством баллов. Также учитель оценивает правильность выполнения задания на всех этапах, начисляет за это баллы, и выявляет, где и в чем ученик делает ошибки. В рейтинговой таблице указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполненную работу, и тот балл, который конкретный ученик получает за данную работу. Для определения рейтинга, помимо обязательных, вводятся и дополнительные баллы. Ученик может получить их, если кроме основных заданий в работе, выполнил дополнительные задания. Как правило, это задания повышенного уровня сложности. Дополнительные баллы ученик может получить и за творческую, исследовательскую работу, выполненную по данной теме - написание и защиту реферата, подготовку мультимедийного проекта и т.п. Возможность заработать баллы позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает оценочный субъективизм педагога, стимулирует соревновательность в учебе. Если школьник по каким-то причинам отсутствовал во время проведения работы, получил неудовлетворительную оценку или его не устраивают результаты, полученные в рейтинге, он имеет возможность выполнить другой вариант работы и изменить результат рейтинга. Рейтинговая система оценивания без труда позволяет перевести полученные за каждую работу баллы в пятибалльную систему, что дает возможность фиксировать результат в классном журнале. После каждой выполненной работы подводится общий итог набранных баллов и выстраивается индивидуальный рейтинг конкретного ученика, выставляется предварительная оценка за четверть. Результаты рейтинга доступны учителям, классным руководителям, учащимся и их родителям. Использование информационных технологий позволяет сделать информацию о рейтинге открытой и доступной. Электронная таблица позволяет легко получить сведения о рейтинге ученика по предметам в классе и на параллели, а также динамике его академических достижений. Последнее особенно важно для осуществления административного мониторинга качества знаний учащихся, принятия своевременных управленческих решений. Единый подход к оцениванию академических достижений школьников позволяет администрации и методическому сообществу учителей-предметников вносить необходимые коррективы в процесс обучения, искать эффективные образовательные технологии. Введение рейтинговой системы было положительно оценено родителями учащихся. По их мнению, самым важным результатом стала личная ответственность ребенка за свои успехи в учебной деятельности. Результатом работы над проектом «Академический рейтинг» стало создание лицейских дидактических банков заданий разного уровня сложности по профильным предметам, позволяющим быстро комплектовать различные виды проверочных работ. Педагогический коллектив лицея постоянно совершенствует сложившуюся систему оценивания, что особенно актуально в условиях перехода к ЕГЭ и ГИА, а также современном понимании результата образования как сформированных ключевых компетенций. Для решения этих задач в настоящее время разработан и реализуется новый проект «Система оценивания учебных достижений учащихся МОУ «Лицей «Бизнес и информационные технологии» при реализации компетентностно-ориентированного образования». Реализация проекта предполагает дальнейшую модернизацию системы оценивания, придание ей максимально гибкого и разнопланового характера. В настоящее время модель оценивания в лицее включает в себя следующие элементы: рейтинг академической успеваемости; оценивание в формате ЕГЭ и ГИА, ориентированное на 100-балльную шкалу; «портфолио» достижений учащихся на основе их реальных достижений в искусстве, спорте, науке, повышающее самооценку ребенка (олимпийский рейтинг, рейтинг званий и сертификатов). Педагогический коллектив лицея видит ряд преимуществ в применении данной модели: учитываются индивидуальные возможности и индивидуальный прогресс каждого школьника; решается задача создания открытой системы качества лицейского образования для всех участников образовательного процесса; учитываются особенности ЕГЭ и ГИА; осуществляется преемственность между школой и вузом через реализацию идеи Болонского процесса - создания единого образовательного пространства и подготовку выпускников к модульно-кредитной системе обучения в высшей школе.
Категория: Оценка качества образования | Добавил: ivlevvi (03.11.2010)
Просмотров: 1367 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1 logena  
0
Прекрасный опыт оценивания. Школам стоит взять на вооружение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]