Послание Главы РМ
Но судьба каждого человека, а во многом и судьба общества в огромной степени определяется уровнем работы нашей школы. И важнейший вопрос здесь – качество знаний учеников, раскрытие и развитие творческого потенциала личности. Каковы эти знания – таков завтрашний день нашей России, нашей Мордовии. Поэтому так важны объективная оценка уровня и качества знаний. В последнее время повысилась объективность оценки знаний школьников, в том числе при проведении ЕГЭ. Но мер, принятых в этом направлении, явно недостаточно. И для нового министра выработка эффективных подходов в этом деле – это вопрос главный. Система оплаты труда учителей должна быть максимально связана с уровнем знаний школьников, результатами работы педагогов. Степень объективности, прозрачности и эффективности этой системы должна стать важнейшим показателем оценки труда директора, всей администрации школы и влиять напрямую на их заработную плату. Нужно продолжить поиск новых критериев результативности педагогического труда. Надо вводить выплаты за дополнительные квалификационные характеристики. К примеру, за свободное владение (не по прямому профилю педагога) высокими стандартами пользования информационными технологиями, иностранными языками и т.д. Подобные специалисты очень необходимы школе, и их нужно всячески поддерживать. Значение четкой и гибкой системы оплаты труда возрастает при переходе школы в категорию автономных учреждений. При этом статусе возможности варьирования оплаты труда увеличиваются. Только эффективная работа учителей и высококачественный учебно-воспитательный процесс могут стать основой консенсуса школы, родительской общественности и шефских организаций и предприятий. Без такого взаимодействия подготовить хорошего специалиста просто невозможно. Сегодня особое место в деятельности школ и педагогов должно отводиться работе с одаренными детьми, поиску и раскрытию талантов. Особым показателем уровня работы школы, учителя является активное участие в олимпиадном движении. Осенью текущего года указом Главы республики учреждены доплаты к основной зарплате учителям, подготовившим победителей и призеров предметных межрегиональных, всероссийских и международных олимпиад. В течение трех лет идут ежемесячные доплаты от 5 тысяч до 50 тысяч рублей. Такая форма поддержки практически пока единственная в стране. И сегодня она органически вписывается в задачу, поставленную Президентом России Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию. Надо активно использовать 10-летний опыт исключительно успешного участия тысяч представителей Мордовии в Московском международном форуме «Одаренные дети – будущее России», в программу которого по инициативе нашей республики впервые включена номинация «Юный Кулибин», связанная с научно-техническим творчеством. И нам самим эту номинацию надо проводить очень широко, вовлечь в это движение как можно больше участников, начиная даже с детских садов до школьников всех возрастов. Министерству образования, Госкомитету по делам молодежи нужно принять специальное положение, и это направление должно стать важнейшим в их работе. И с учетом того, что наши школьники на олимпиадах уже представляют страну на мировом уровне и что у нас есть все необходимые условия, нужно выйти с инициативой провести Всероссийскую олимпиаду по физике в 2012 году в Саранске, а затем определить Мордовию базовым регионом для ее проведения. Прорывом в деле выявления и государственной поддержки талантливой молодежи призван стать созданный в этом году Республиканский лицей – Центр для одаренных детей. На очень ответственную должность научного руководителя Центра назначен Дмитрий Владимирович Подлесный, талантливый педагог, уже подготовивший четырех призеров международных олимпиад по физике. Лицей будет располагаться в центре города, в комплексе зданий на улице Московской, на реконструкцию которых в бюджете будущего года предусмотрено 130 млн. рублей. Со следующего года там будут обучаться и жить 300 детей из республики и других регионов России. Уже сейчас нужно детально продумать внешний вид, внутреннюю планировку и дизайн, все технологическое оснащение этого уникального учебного заведения, на самом высоком уровне вести все работы, которые должны завершиться к началу учебного года. Внешне и по содержанию он должен стать привлекательным как для учеников из республики, так и для учеников из других регионов. Работа с одаренными детьми имеет свою специфику. Заслуживает внимания предложение о спецнаборе в МГПИ имени М.Е.Евсевьева группы студентов-физиков из числа абитуриентов, отобранных в каждом районе. Так, чтобы они потом могли профессионально заниматься поиском и учебой особо одаренных детей, проведением олимпиад, конкурсов и т.д. Сегодня исключительно важно всем нам понять, что в мире жесточайшей конкуренции олимпиадное движение в школах – это чуть ли не единственная возможность формирования будущей элиты, которая сможет задать тон в инновационных процессах и обеспечит конкурентоспособность общества. Нужно активно расширять прием в МГУ имени Н.П.Огарева через олимпиады, добиваться увеличения числа проводимых вузом олимпиад соответствующего статуса. Надо поддержать инициативу проведения в вузе Всероссийской многопрофильной олимпиады для профессионально ориентированных школьников республики и регионов страны, посвященной 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, и попытаться сделать ее постоянной. Нужно стремиться к увеличению числа поступающих в вузы победителей олимпиад. Отбор через олимпиады должен стать доминирующим принципом приема в наши вузы. Так, чтобы их победители и призеры получили право прямого зачисления в университет. И, конечно, и университет, и пединститут должны стать самыми активными участниками и организаторами олимпиад в Мордовии и в России, чтобы вести отбор талантливой молодежи. На вузе лежит огромная ответственность за дальнейшую судьбу одаренной молодежи. И крайне важно, чтобы судьба этих молодых людей, этого национального достояния республики оказалась связанной с нынешними мегапроектами, поистине «проектами века», осуществляемыми сегодня в Мордовии. Технопарк, проекты 1000-летия, грандиозные преобразования при подготовке к Чемпионату мира по футболу, инновационные начинания в разных сферах, значимость которых признана в стране. Элита студенчества с первого же курса должна быть приобщена к этим масштабным процессам, способным увлечь молодого человека и требующим его смелых идей и энергии. Прежде всего, именно на это направлена и Специальная стипендия Главы республики, дополнительно учрежденная в 2010 году. Она предназначена для студентов-первокурсников, победителей олимпиад, поступивших на специальности, связанные с приоритетными направлениями развития науки и техники, а также студентов других курсов, добившихся особых успехов в научной деятельности. Если студент будет постоянно подтверждать право на получение стипендии, ее размер должен будет увеличиваться. Мы должны уже в наступающем году завершить создание инновационной структуры подготовки кадров, включающей в себя отбор одаренной молодежи в республике и за ее пределами – развитие олимпиадного движения – учебу в Центре одаренных детей – учебу в одном из вузов республики – работу в Технопарке. Но возможности общества определяются не только элитой, но и базовым уровнем знаний и профессионализмом всех специалистов, всех работников массовых профессий. Тем, насколько профессиональное образование на всех уровнях тесно связано с реальным, причем «продвинутым», современным производством. В этом плане большую роль призваны играть образовательно-производственные комплексы (этот вопрос неоднократно поднимался в прошлых Посланиях). И здесь есть продвижение вперед. Активнее стали в этом деле вузы. Есть результаты сотрудничества ссузов и предприятий. Но вся эта работа по глубине и содержанию пока не может обеспечить решение стоящих перед нами задач. Она должна быть поставлена на поток, превратиться в отлаженную систему. И это важнейшая задача Правительства, руководства вузов и ссузов, школ и, конечно, прежде всего, нового руководства Министерства образования, совета директоров при Главе республики. Нужно обеспечить связь каждого предприятия со школой, включить в эту цепочку вузы, учебные заведения среднего звена (свою роль в этом должен сказать совет директоров при Главе республики, председатель совета Чибиркин В.В.). Предприятия должны напрямую влиять на процессы, происходящие в школе, техникуме или колледже, на факультетах вузов. Нужно сформировать попечительские советы, которые влияли бы на подготовку кадров и улучшение качества учебного процесса. И нам надо сделать все, чтобы подготовка кадров массовых профессий отвечала новым вызовам времени. Неизбежная конкуренция, независимо в рамках ВТО или вне его, – это, по сути, конкуренция их рабочего и нашего рабочего, их инженера и нашего, их механизатора и нашего, их агронома и нашего, их врача и нашего врача и т.д. А для республики - это еще и конкуренция внутри страны. Конкурентоспособность во многом зависит, насколько человек попадает в точку при выборе профессии. Отрадно, что уже три года количество приехавших учиться в Мордовию все в большей степени превышает количество выехавших из республики на учебу. В этом году к нам приехало 636 человек. Серьезный шаг в этом направлении сделан университетом. Но выбор выпускников от «юридически –экономического» крена в сторону современных естественно-технических специальностей меняется медленно как у своих абитуриентов, так и у приезжих. Хотя сегодня очевидно, что среди безработных устойчиво преобладают бухгалтеры, финансисты и юристы. И во многом это показатель слабой профориентационной работы в школе, отсутствие серьезной подготовки к жизни. Еще очень много молодежи, не готовой к напряженному труду, к производственным и предпринимательским рискам, к ответственности. И это большая проблема нашего общества, если – не главная. Идеология ухода от ответственности за дальнейшую судьбу учеников должна навсегда остаться в прошлом. Эффективность работы в этом направлении должна стать еще одним критерием оценки и оплаты труда директоров школ, завучей и доплат классным руководителям.
Категория: Наша жизнь | Добавил: ivlevvi (23.12.2010)
Просмотров: 1141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]