Проектное обучение химии
О. В. Глазкова, Е. А. Тельнова
Развитие познавательной деятельности школьников в системе проектного обучения химии
Мордовский ГУ им. Н.П. Огарева

Сегодня учителей волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Встает вопрос: что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой встает задача подготовки выпускников, соответствующих требованиям общества: способных грамотно работать с информацией, коммуникативных, умеющих работать в группе. Традиционный подход к процессу обучения не в полной мере и не всегда позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании современных образовательных и информационных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи в системе ученик – предметно - информационная среда - учитель. Одна из таких технологий-метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Авторы данного подхода предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить уже полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие у учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности. На этапе внедрения проектной технологии учитель выполняет организующую и направляющую функцию, задачи проекта должны быть посильными, а форма - знакомой. На этапе введения в практику обучения органической химии проектной технологии нами был выбран для учащихся 10-го класса проект с общим названием «Проводим урок сами». В ходе разработки этого проекта ученики самостоятельно изучают необходимый материал по теме, создают на его основе компьютерную презентацию, а затем проводят урок, опираясь на нее. Учитель помогает учащимся подобрать информацию, выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения. Во время проведения урока – защиты проектов – учитель является координатором: начинает и заканчивает урок, определяет очередность представления презентаций, организует обратную связь с другими учащимися. Для подготовки презентаций были выбраны следующие разделы темы «Природные источники углеводородов»: 1.Нефть 2.Природный и попутный нефтяной газы. 3.Каменный уголь. Выбор обусловлен доступностью темы «Природные источники углеводородов» для самостоятельного изучения учащимися. Кроме этого при изучении любого производства важна наглядность, ее и обеспечивают учащиеся, создавая презентации. Работа над проектом проходит в несколько этапов. На первом этапе были сформулированы цели и задачи проекта, определены темы презентаций. На втором этапе учащиеся получили материал для проработки, был составлен график выполнения работы. При отборе информации использовались учебник, дополнительная литература, заметки из периодической печати. В свои выступления ученики должны были включить освещение программных вопросов, а также сведения об экологическом аспекте данных производств и о том, как данные углеводороды применяются на местных предприятиях нефтепереработки. На третьем этапе школьники готовили презентацию, консультировались с учителем, вносили необходимые изменения. На четвертом этапе учащиеся представили свои презентации в форме урока, на котором они объясняли своим одноклассникам новый материал. В подготовку презентации не могут быть включены все учащиеся класса. Этот момент является недостатком данного подхода, но презентации можно показывать почти на каждом уроке и вовлекать в работу всех учеников. После проведения данного занятия было высказано желание многих учащихся подготовить презентацию по другим темам изучаемого курса химии. Самостоятельность участников проекта проявляется в отборе информации, выборе формы ее изложения, распределении ролей при подготовке презентации, представлении проекта. Подобный вид деятельности приводит к повышению уровня учебной мотивации, способствует развитию познавательного интереса к химии, позволяет учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Категория: Методика и организация | Добавил: ivlevvi (03.11.2010)
Просмотров: 1330 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]