Биоадекватное содержание общего образования
Биоадекватное содержание общего образования
В. И. Ивлев, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск
 
Говоря о биоадекватных технологиях образования, следует помнить, что в основе любой образовательной технологии лежит содержание образования. Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о биоадекватном, т. е. отвечающем природе человека, содержании образования. Что необходимо человеку для развития и проявления своих способностей, становления его как личности, осознания и удовлетворения своих интересов? Что может дать ему система образования для решения этих проблем? С точки зрения термодинамики, человек, как и любое живое существо, есть открытая система, которая может существовать только во взаимодействии с окружающей средой. Во-первых, ему необходима пища, перерабатывая которую, он получает возможность двигаться и осуществлять другие жизненно необходимые действия. Во-вторых, окружающая среда не только дает пищу, но и представляет определенную опасность для жизни человека. Для защиты от холода (да и от излишнего тепла), человек должен иметь одежду. Для защиты от враждебных существ ему необходимо убежище – дом, крыша над головой. В-третьих, как и любому живому существу, человеку присущ инстинкт продолжения рода. В доцивилизованном мире молодой человек получал необходимые для решения обозначенных задач знания и умения от представителей старших поколений. Существенно, что в этом плане все люди одного пола были равноправны, имея один и тот же набор знаний и умений. Один из признаков цивилизации – наличие специализированных учреждений для передачи жизненно необходимого опыта, т.е. школ. Человек цивилизованный – человек образованный, прошедший обучение в школе (за редким исключением самообразования). Таким образом, все необходимые современному человеку знания можно разделить на две группы: 1 – знания, которые он может получить вне школы, прежде всего от родителей, от представителей старшего поколения в семье; 2 – знания, которые предпочтительно получать в специально организованной среде, т.е. в школе. Базовые знания о пище человек получает еще в младенчестве, задолго до школы. Поэтому, в частности, в стандартном учебном плане школы нет специального предмета, изучающего пищу (речь не идет о факультативах). Но современный молодой человек (особенно городской), в отличие не только от первобытного или средневекового, не получает практически никаких знаний о способах получения (добычи) пищи, приобретая ее практически в готовом виде дома или в магазине. Преимущество в этом плане пока еще имеют сельские жители, которые в так называемых цивилизованных странах составляют уже меньшинство населения. Может ли современный молодой человек, даже достаточно развитой физически, построить дом? Может ли он (обучен ли) изготовить себе одежду? Ответ очевиден. Суперцивилизованный человек почти забыл, что предусмотренная природой задача любви и секса заключена в продолжении рода. Современные легко доступные источники информации дают молодому человеку совсем иное представление об этом. Образованный человек должен иметь более или менее систематизированное представление о материальном мире, в котором он существует. Это представление в школе он получает, изучая естественные науки: физику, химию, биологию, экологию. Образованный человек должен знать, что представляет собой он сам, знать свои анатомию и физиологию. Это – соответствующие разделы биологии. В середине прошлого века в программе средней школы для изучения этих вопросов выделялся специальный учебный предмет. Образованный человек существо общественное. Следовательно, он должен знать законы общественной жизни. Необходимые для этого знания он получает из истории, обществоведческих наук. Кроме того, для общения с другими людьми человек должен умело пользоваться средствами общения – языками (родным и иностранными), в том числе языком науки – математикой. Наше время добавило в качестве актуального еще одно умение: находить и использовать нужную информацию – отсюда необходимость такого предмета, как информатика. К сожалению, в настоящее время в школе под именем информатики преподаются фактически компьютерные технологии, хотя это далеко не одно и то же. Таким образом мы получаем биоадекватный принцип формирования минимально необходимого комплекта учебных предметов, определения их задач и содержания. Однако набор учебных предметов в школе (даже по общегосударственному стандарту) едва ли можно считать оптимальным. Но этому вопросу должного внимания не уделяют ни ученые, ни педагоги. Например, в школе нет отдельного предмета, рассматривающего высшую форму развития материи – сознание, т. е. психологии. А ведь именно эта наука изучает проблемы коммуникативности, проблемы восприятия, усвоения и использования информации человеком. Наша общеобразовательная школа практически вплоть до начала последнего десятилетия прошлого века работала по единым стандартам, давая каждому молодому человеку единый набор знаний. Поэтому она и была общеобразовательной. Такая ситуация в определенной степени соответствовала естественной ситуации: природа для всех людей одинакова, предъявляя каждому одни и те же требования. Иначе говоря, ситуацию в общем образовании прошлого века можно было бы считать в определенном смысле биоадекватной!? Эта ситуация еще сохраняется (хотя и не полностью) и сейчас в основной школе. С введением профильного обучения ситуация существенно изменилась. Подходы к формированию набора учебных предметов в старшей школе назвать биоадекватными по меньшей мере затруднительно. Проект нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднего полного общего образования) фактически (хотя и неявно) узаконивает положение, согласно которому старшая школа готовит молодых людей только к получению высшего образования. Иначе говоря, старшая школа становится не общеобразовательной, а предпрофессиональной, причем нацеленной на получение именно высшего профессионального образования. Для современной картины мира характерна теснейшая связь представлений различных наук: физики и химии, физики и биологии, биологии и химии, и т. д. Подтверждением тому является возникновение в наше время "комбинированных" наук, таких, как физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геофизика и др. Причина тому – единство природы. И неотъемлемая часть природы – человек. Таким образом, процесс обучения и воспитания, содержание образования необходимо строить исходя из логической цепочки: единство природы и человека, как части природы ® единство наук о природе и человеке ® комплекс учебных дисциплин в максимальной их взаимосвязи друг с другом. Кроме того, разумно полагать, что школа должна давать, главным образом, то, чего молодые люди не могут получить вне ее.
Категория: Оценка качества образования | Добавил: ivlevvi (21.11.2011)
Просмотров: 653 | Теги: содержание образования, качество, образование, биоадекватное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]